Какой курс ты предлагаешь слушателям и зрителям в рамках «Лаборатории смыслов»?
Курс называется «Диалоги в музее: как говорить с картинами». Он подойдет любому человеку, которому хочется самому или с детьми смотреть на произведения искусства не просто для галочки, мол, я это видел, а вступать с ними в осознанный диалог.
Мы владеем определенным объемом информации, который нам позволяет взаимодействовать с окружающим миром. И, как правило, мы теряем ощущение взаимодействия, как только живой мир ускользает из нашего непосредственного момента общения, часто на автопилоте. Это происходит и с живописью, и с литературой.
Авторы обращались через свои произведения к современникам на языке и в рамках понятий, которые для нас сегодня не существуют вовсе или очень-очень от нас далеки. И нужны референты, точки соприкосновения, которые позволяют не просто смотреть на холст, но вступать в диалог. Тогда картина становится трехмерной, даже четырехмерной, она погружает во время, в пространство, в сны, в видения, в мечты людей, от которых не осталось даже праха, но чей дух живет в нас.
Мы изучаем произведения искусства, которые созданы в VI веке, в XIII веке, в XVI веке или даже в XX веке, и выясняем, что их авторов занимали те же вопросы, которые сегодня формируются в нас – но уже по-другому. И именно благодаря им, тем, кто уже много сотен лет эти вопросы задает.
Почему нет справедливости или что такое справедливость?
Что такое желание, стремление, власть, победа?
Кто может победить?
Что такое мечта?
Можно кого-то растоптать ради мечты или из зависти?
Можно восстать против запретов?
Даже если это запреты, которые даны нам свыше?
Может случиться, что изгнание из рая – это самая большая победа человека? Может случиться, что то, что мы вкусили от запретного плода, сделало нас тем, что мы есть?
Мы разговариваем с неосознанными самими собой. Это то, о чем говорил Хосе Ортега-и-Гассет: самая главная сила искусства в том, что оно заставляет нас перестать работать на автопилоте. Оно заставляет увидеть вещи так, будто мы сталкиваемся с ними впервые. Вот то, что я хочу дать ученикам нашего курса: возможность видеть мир, искусство, творение внутри себя так, будто мы сами с собой встречаемся в первый раз. Я хочу подарить людям, которые придут на курс, дезавтоматизированное восприятие искусства.